Внешность - язык тела или средсво общения

Внешность как средство общения между людьми — одна из видовых особенностей человека является его способность к речевому и чувственному общению. Обе эти функции проявляются достаточно четко: речь выражает мысли, а физические действия, поза, внешний вид — мир чувств. При этом язык тела, выразительные жестикуляции являются внешними сигналами, свидетельствующими о внутренних изменениях. Число значений и позиций общения без слов превышает количество терминов самого полного словаря. Такие контакты регистрируются непроизвольно. Но что удивительно, человек прочитывает их очень точно и так же точно на них отвечает, как будто использует некий секретный код, нигде не записанный, но всем понятный.

Более того, в соответствии с ним человек разрабатывает стратегию собственной коррекции, меняя или исправляя линию своего поведения. Таким образом, внешний вид человека, его поведение, речь составляют некую комплексную программу информации, подобную звучанию оркестра вместе со словами оперной арии. Все это имеет весьма существенное отношение к облику человека. Особенно наглядно внутренний язык чувств и мыслей отражается на лице. Правильный полукруг бровей без озабоченного излома подчеркивает спокойствие лба. Изменения вокруг глаз выдают состояние депрессии. Более длинная нижняя губа придает горделивое выражение. Когда мы задумываемся, язык опирается на зубы или десны, от чего зависит форма рта.

При испуге или удивлении отвисает нижняя челюсть. Сжатые губы свидетельствуют о состоянии напряженности или решительности; напряжение жевательных мышц придает лицу воинственный вид. Улыбка или хмурое выражение лица, желание отвернуться или брошенный взгляд тоже действуют на окружающих, меняя их отношение или вызывая определенное настроение. Глаза существенно влияют на общую привлекательность, красоту лица. Известно, что величина зрачков изменяется под влиянием различных эмоций.
Часть лица, расположенная ниже носа, очень подвижна, она дорисовывает доминирующее выражение лица с помощью улыбки или даже ухмылки. Здесь возникает целая серия мимолетных выражений и микроэкспрессий: нерешительность, удивление, испуг, недовольство и т. п. При агрессивном настроении подбородок выдвигается вперед, при испуге — отходит назад. Часть лица выше носа способна отражать более длительные «серьезные субъективные состояния». Очень выразителен лоб, его движения и вид в целом могут передать опасения и озабоченность. Если какое-либо состояние у человека продолжается достаточно долго, появляются «внешние самопризнаки» (у пессимистов так называемая омега на переносице, у оптимистов — лучики морщин в уголках глаз).

В ходе социологических исследований выяснено, что визуальные атрибуты и детали внешнего вида стали необычайно важными для характеристики людей, в частности, из-за постоянно увеличивающегося числа общественных контактов и встреч все меньше остается времени на то, чтобы составить мнение о человеке. При общении мы обмениваемся символической информацией, одновременно влияя друг на друга. Современная техника и цивилизация требуют от человека способности достаточно быстро ориентироваться в ситуации. Разного рода кооперирование требует немало времени и его у нас остается все меньше и меньше на то, чтобы узнать друг друга. Внешний вид — это проявление не только собственной воли, но и собственного принуждения: экстравагантность — не главная тенденция развития, а лишь следствие рекламы, несущей большой информационный заряд.

В крупных городах ежедневно встречаются десятки тысяч людей, поэтому здесь необходимы определенные формы поведения, соблюдая которые мы можем избежать лишних контактов. В торговых центрах или в общественном транспорте мы стараемся в основном не отличаться от других. Мы извиняемся, невзначай задев кого-то; с помощью косметических средств устраняем запах тела и т. д. Как видим, внешность играет большую роль в повседневных коммуникациях. Мы все чаще видим себя как бы со стороны, глазами других людей. И это накладывает отпечаток на весь наш облик. Отсюда желание выглядеть так, как диктует форма общения. Подобная тенденция не просто дань моде, а веяние времени: современная жизнь, насыщенная множеством ежедневных событий и контактов, определяет и стиль поведения, и выбор косметики и чувство меры в одежде. Другими словами, речь идет о модном ныне понятии «имидж», который включает в себя не только внешние приметы, но и разумный способ общения, без чего сегодня ни в одном деле нельзя надеяться на успех.

Оставить свой комментарий